Ещё со времён античности театр занимал особое место в сердцах людей. Волшебство сцены, удивительные перевоплощения актёров, возможность перенестись в иной, порой совершенно фантастический мир, окунуться в сказку... Всё это о театре.

Немного из истории театрального освещения.

Как и всё в этом мире, театр со временем эволюционировал. Это отразилось не только на архитектурном стиле театральных зданий, не только на понимании постановки пьес и подходе к декорациям, но и на роли освещения в процессе сценического действа.

Античные факелы и сальные средневековые свечи постепенно сменились на газовые светильники, которые в свою очередь уступили место первым прототипам современных приборов освещения для театра - масляным лампам Фуртенбаха, снабжённых отражателями и позволявшими разделить светом зал и сцену. Более того, немецкий изобретатель пошёл дальше и создал предназначенный для световых эффектов "облачный ящик".

Затем пришло время дуговых ламп и Друммондова света. Но настоящим знаменателем начала новой эры в освещении стало изобретение в конце 19-го века ламп накаливания. Именно они создали предпосылки для появления современных прожекторов.

 

Что это такое?

Слово прожектор происходит от латинского projectus, что в переводе значит "брошенный вперёд". В современном понимании это осветительный прибор, с помощью которого внутри малых углов перераспределяется свет лампы (или нескольких ламп). Таким образом обеспечивается угловая концентрация потока света. Работа прожектора основывается на сборе световых лучей в малом пространственном углу за счёт системы зеркальной либо зеркально-линзовой оптики. Именно при помощи оптической системы световой поток посылается в нужном направлении.

Кто изобрёл?

Самым древним прототипом современного прожектора можно считать осветительный прибор, чертёж которого был описан в Атлантическом кодексе самим Леонардо да Винчи. Однако первым официально признанным изобретателем прожектора считается гениальный русский механик и изобретатель Иван Фёдорович Кулибин. Именно он в 1779 г. создал первый подобный прибор.

Правда состоял он из собираемого из отдельных зеркальных кусочков отражателя и источника света, в качестве которого вместо не изобретённых ещё ламп накаливания Кулибин использовал обычную свечу. С помощью этого простейшего прибора, получившего название "кулибинский фонарь", изобретатель смог осветить из окон своего кабинета в Академии противоположный берег Невы.

Такой прототип современного прожектора получил самое широкое признание. Его применяли для освещения дворцов, улиц и мостов, для создания спецэффектов на праздниках или во время запуска фейерверков, а также в качестве источника света на военных судах и маяках.

Какими бывают?

По методу освещения все театральные прожекторы можно разделить на два основных вида:

- акцентные, т.е. локально освещающие отдельный сценический объект;

- приборы заливающего света, применяемые для освещения всей сцены в целом.

Различаются прожекторы и в зависимости от типа отражательной оптической системы.

1. Линзовый прожектор. Предназначен для локального освещения неподвижного объекта - декорации или актёра. Такой прибор даёт круглый луч, который можно сделать более узким и насыщенным или широким и рассеянным. Достигается это благодаря перемещению лампы вперёд-назад вдоль оптической оси.

2. "Пушка" или следящий прожектор. Прототипом для него послужили безлинзовые низковольтные прожекторы ("пистолеты"). Их применяли для того, чтобы следить за передвигающимся актёром при помощи светового потока. С этой целью к таким приборам приставляли "водящего" человека. Однако малая мощность "пистолетов" не всегда давала желаемый результат. Поэтому со временем их заменили более мощными "пушками".

3. Прибор "PAR" с фарообразной лампой (парабалайзеры).    С помощью этого прожектора получают контровой свет, служащий для "заливки" сцены, задней её части (задника) и декораций, расположенных там. Зачастую парабалайзеры применяют в сочетании с длинными прямоугольными люминесцентными лампами, устанавливаемыми на полу позади сцены. Они делают свет прожектора "PAR" более ровным и естественным.

4. Прожектор "Source Four PAR" с возможностью профилирования луча. Такие приборы снабжены кашетирующими шторками.

Они дают возможность создавать архитектурный свет, с помощью которого можно "обрезать" освещение и "строить" разнообразные световые фигуры.

В сочетании с такими прожекторами зачастую используют "гобо" - специальные стеклянные или металлические фильтры, в которых прорезаны рисунки. Благодаря этому можно получить световые изображения звёзд, деревьев, снежинок и т.п. В итоге светоинженерная мысль дошла до объединения прожектора «спот» с гобо , функцией зума, призмой и возможностью автоматического вращения по вертикали и горизонтали в один интеллектуальный прибор «moving head». Такие «прожекторы» позволяют выполнять самые замысловатые идеи режиссера и художника.

Конечно, управлять таким огромным количеством осветительной аппаратуры не так-то просто. Но и тут на помощь пришёл технологический прогресс. И сегодня, словно дирижер оркестром, театральным освещением с помощью пульта управления может командовать всего один человек.