С тех пор, как человеком был изобретен громкоговоритель и динамик, началась, продолжаемая по сей день война за лучшее качество звука, высокую громкость и меньшее количество наводок. При этом наибольшую конкуренцию можно наблюдать среди звуковых систем со встроенным усилителем, которые еще называют активными.

Стоит заметить, активные акустические системы – наиболее распространенные. Они применяются везде – от компьютерных колонок, до профессиональных концертных систем и студийных мониторов. Изобретены подобные системы были довольно давно, можно также сказать, что они пришли на смену пассивной акустике, для которой усилитель требовался отдельно. Использование встроенного усилителя позволило избавиться от проблем с коммутацией, да и наводок стало поменьше. Расположенная в экранированном корпусе проводка, отсутствие гнезд и лишних проводов, удобная регулировка звука – все это сразу расположило к таким системам меломанов и музыкантов, которые оценили удобство и качество, присущее такой акустике. Недостаток был только единственным – если вдруг сгорал усилитель, для его замены требовалось разбирать корпус и искать специалиста для ремонта.



Современные активная акустика бывает разной, условно ее можно разделить на два типа – первый бытовой, т.е. предназначен для домашнего прослушивания музыки, второй – профессиональный, который используется музыкантами на концертах и при организации различных конференций. Наибольшее распространение такие системы получили примерно в 50-е годы, как раз в те времена, когда была изобретена электрогитара, и начался поиск автономных источников звучания. Стоит заметить, первые ламповые гитарные комбоусилители, которые, по своей сути, являлись активными колонками, пользуются большим спросом и сегодня. Среди музыкантов ламповый звук считается самым лучшим и эталонным. Именно поэтому, основные источники звука на концертах это чаще всего ламповые басовые и гитарные комбо, звук от которых передается через микрофон на основные порталы и мониторы. Что касается вокальных акустических систем, а также комбо для клавишных и классических инструментов, в них чаще всего используется транзисторное усиление, поскольку оно позволяет добиться предельно кристального и чистого звука.

Активные акустические системы бывают разной мощности, имеют разный функционал и звучат совершенно по-разному. Небольшие системы, мощностью до 20 Вт используются в основном для дома, более мощные, от 30 Вт востребованы музыкантами для репетиций. Что касается акустических систем от 150 Вт и выше – они широко применяются на концертах, причем, в большинстве случаев устанавливают целые батареи из таких колонок, чтобы в зале или на улице создавалось необходимое для выступления звуковое давление.

Что касается функционала, активные системы могут иметь защиту от перегрузок, быть приспособлены для работы в условиях повышенной влажности, а также иметь автономный источник питания. Очень часто активную акустику снабжают эквалайзером, ревербератором, а то и целым процессором эффектов. Естественно, для концертной работы, когда на сцене используется множество колонок, это неважно, поскольку вся конечная обработка звука задается с пульта и процессора звукорежиссера, но вот для небольших клубных выступлений, когда музыканты играют напрямую, это может существенно выручить.

Кстати, у многих музыкантов существует дилемма – использовать пульт и мощную акустическую пассивную или активную систему, либо пользоваться отдельными комбоусилителями. Естественно, для репетиций и небольших концертов предпочтительнее отдельные комбоусилители, которые производятся с заданными частотными характеристиками под конкретный инструмент и учитывают его специфику в плане наводок и обработки звука. В обычную же активную колонку или монитор, электрогитара, подключенная напрямую, звучать будет на порядок хуже, даже при условии использования спикерсимулятора. Это еще раз подтверждает тот факт, что каждая акустическая система разрабатывается под определенные цели и должна использоваться строго по назначению.

Стоит отметить, что абсолютно все активные акустические системы имеют разное качество, которое, говоря по правде, имеет определенную зависимость от цены. Бюджетные аппараты из стран Азии можно использовать для репетиций, однако для серьезных концертов, а также студийной работы они не подходят. В то же время надо понимать, что покупать дорогую систему не имеет смысла, если используется старый микшер, бюджетный процессор эффектов и подключаются ко всему этому дешевые музыкальные инструменты. Чем система дороже, тем она, как правило, чувствительнее к различным наводкам и перегрузкам, так что с дорогой активной акустикой, необходимо использовать и дорогую аппаратуру.