История современной музыки: электронная музыка

На сегодняшний день не существует музыкального жанра, который превзошел бы по количеству поджанров и стилей такое направление, как электронная музыка. Новые информационные технологии позволяют сегодня любому человеку попробовать себя в роли композитора и исполнителя собственной музыки. Для этого достаточно установить любую специальную программу на свой компьютер, и можно начинать творить, даже не зная нотной грамоты. Музыканты восьмидесятых просто сошли бы с ума от таких возможностей. Но, как известно, у каждого времени – свои возможности. Сегодня количество превалирует над качеством, зато каждый может найти музыку по своему вкусу, и слушать ее в неограниченном количестве, а если надоест, придумать свою собственную.

Пионеры электронной музыки

Со времени открытия электричества существовало немало попыток использовать его свойства для извлечения и воспроизведения звуков. Например, еще в 1759 году был сконструирован электроклавесин, работающий с использованием статического электричества. Но только в конце XIX века была предпринята серьезная попытка создать нечто особенное. Американскому изобретателю Тадеушу Кэхиллу удалось сотворить настоящего «монстра» весом в двести тысяч тонн под названием телармониум. Это и был самый первый электронный инструмент, воспроизводящий необычные синусоидальные звуки с помощью генератора переменного тока. Поскольку транспортировать такую машину для демонстрации было слишком сложно, решили, что ее звуки будут передаваться по телефонному кабелю прямо в динамики, которые предполагалось устанавливать в ресторанах и кафе. Для эксперимента было выбрано одно из заведений Нью-Йорка под названием Мартин, где и установили динамики, замаскировав их зелеными насаждениями. Посетители были действительно приятно поражены звучанием телармониума, чего нельзя было сказать телефонной компании, которая любезно предоставила для этого свои каналы связи. Дело в том, что инструмент создал такие помехи телефонным линиям, что невозможно было говорить по телефону. Так что реализация идеи безуспешно провалилась.

А вот нашему соотечественнику Льву Сергеевичу Термену повезло намного больше. Это был тихий и скромный человек с музыкальным образованием и тонким мировосприятием. В эпоху электрификации он загорелся идеей создания музыкального инструмента, на котором можно было бы играть без физического воздействия. Используя свойство интерференции, он создал коробку с двумя антеннами, которые реагировали на движение ладоней в создаваемом электромагнитном поле. Одна из них контролировала силу звука, а другая – высоту. Звук получался воистину неземной. Уникальность и качества инструмента оценил даже сам вождь мирового пролетариата. Впоследствии этот инструмент получил распространение по всему миру. С помощью терменвокса было озвучено немало фантастических фильмов. Сегодня такой инструмент можно купить через интернет или даже попытаться сделать его самостоятельно.

Синтезированный звук

Но терменвокс был только первой ласточкой. Впереди было изобретение магнитной записи, что существенно приблизило эру электронной музыки. Возникло направление «конкретной музыки», которая базировалась на различных звуках, записанных на магнитную пленку. Композитор Эдгар Варез использовал эту форму для создания своих композиций и симфоний. Впоследствии это направление, совмещенное с другими формами электронной музыки, широко использовалось композиторами 90-х годов и повлияло на создание многих новых экспериментальных направлений.

С начала 60-х годов при создании музыкальных композиций используются математические алгоритмы. Благодаря появлению первого синтезатора Moog электронные клавишные инструменты начинают активно использоваться в рок-музыке и других схожих направлениях. Некоторые группы специально делают акцент не на электрогитару, а именно на звучание клавишных синтезаторов, диапазон возможностей которых расширяется с каждым годом. Благодаря мягкому звучанию появляются различные направления мелодического рока.

В 1971 году в Германии возникает первая группа, которая специализируется исключительно на электронной музыке – Kraftwerk. Вместо ударной установки используются драм-машины, синтезирующие звуки барабанов и перкуссии. В это же время широкую известность получает группа Tangerine Dream. Следом стартует талантливый французский композитор Жан Мишель Жар. До нашей страны в виде винилового диска доходит творчество Дидье Маруани и его группы Спейс. В Латвии возникает группа Зодиак, играющая «космическую» музыку. Электронное звучание становится неотъемлемой составляющей танцевального жанра диско. Очень скоро начинают формироваться новые стили – техно и рейв. Начинается эра клубной музыки.

Новые технологии

Компьютерные технологии ворвались в нашу жизнь столь стремительно, что мы и ахнуть не успели, как весь мир объединился в единую компьютерную сеть. Такие темпы жизни потребовали соответствующей музыки, и она стала прогрессировать и переливаться новыми красками благодаря тем же компьютерным технологиям. Синтезаторы превратились в суперкомпьютеры, а компьютеры с помощью программного обеспечения получили возможности синтезаторов. Теперь достаточно разобраться в одной из программ, позволяющих сочинять любую музыку и обладать хорошим музыкальным слухом, чтобы самому придумывать новые звуки и объединять их в гармоничные композиции.

Уже сейчас насчитывается более двухсот различных жанров электронной музыки. Эмбиент и транс, индастриал и хаус, драм-н-бэйс и гэридж. Это лишь несколько ветвей дерева электронной музыки, от каждой из которых расходятся еще десятки ветвей. Чтобы разобраться во всем этом многообразии, необходимо долго учиться, но пока вы будете изучать эти жанры, появится еще сотня новых. Поэтому лучше всего выбрать то, что больше по вкусу, и наслаждаться той музыкой, которая дарит самые яркие и приятные эмоции, или же попытаться внести собственный вклад в развитие новых направлений электронной музыки.