Самый скромный и один из самых великих блюзменов, прошедший путь от истоков до триумфа блюза Джон Ли Хукер навсегда оставил о себе теплые воспоминания у тех, кто был знаком с ним лично. А для остальных – более сотни альбомов проникающей в самые глубины души музыки и славу человека, непосредственно повлиявшего на развитие блюзовых направлений.

Путь блюзмена

Какая судьба могла ожидать одиннадцатого ребенка, родившегося в семье мелких арендаторов в Дельте Миссисипи в 1917 году? Тяжкий труд на плантациях в надежде на то, чтобы когда-нибудь заработать на собственную землю. Но не в том случае, когда есть особый талант. Маленький Джонни полюбил музыку с самого детства, поэтому слушал ее в церкви, где звучал проникновенный спиричуэл. Судьба дала ему шанс вместе с отчимом, за которого вышла его мать после развода. Вилли Мур – никому не известный гитарист, который так любил блюз, что сумел передать эту любовь своему пасынку. Именно он научил Джона играть на гитаре  в том особом одноаккордном стиле, который отличался от традиционного дельта-блюза и определил направление будущего развития гитариста.


Очень скоро мальчик понял, что его будущее никак не может быть связано с монотонной работой на поле. Блюз позвал в путь, и в 15 лет он отправился на поиски своей судьбы в Мемфис. Решив продвигаться нетрадиционным путем, он, в отличие от других музыкантов, устремлявшихся на поиски работы в Чикаго, вскоре отправился в рабочий город Детройт. Мягкий характер, природное дружелюбие и хорошие манеры помогали в общении с людьми. Ти-Бон Уокер стал вторым значимым учителем Джона Ли, обучив его обращению с электрогитарой.

Работая дворником на одном из заводов, по вечерам музыкант стал выступать в рабочих клубах. Здесь его встретил известный бизнесмен и пианист Бернард Бесмен, который пригласил молодого музыканта на первую в его жизни запись и сумел выделить особенности стиля исполнителя. Помимо уникального стиля игры, Хукер обладал мягким и проникновенным баритоном. Это сочетание буквально гипнотизировало слушателей. Так что сингл Boogie Chillen моментально взлетел на вершину блюзовых чартов.

Шлягеры следовали один за другим. В 1951 году на вершину чартов поднялась песня I'm In The Mood. Музыкант постоянно записывался на многих студиях, и с конца 50-х стал выпускать по нескольку альбомов в год.

Бесспорным хитом и визитной карточкой мастера на все времена стала песня Boom Boom, которая имеет интересную историю.

В начале своего творческого пути, еще в Детройте, Джон Ли частенько опаздывал на вечерние выступления в баре. Барменша упрекала его в шутливом тоне: «Бум-бум, ты опять опоздал!». Это постоянное «бум-бум» натолкнуло музыканта на мысль о песне, которая получилась лирической и в то же время динамичной. До сих пор многие исполнители продолжают перепевать этот хит Хукера, который попал в список Зала славы рок-н-ролла из песен, сформировавших направление.

Скромный талант

Джон Ли Хукер никогда не стремился к накоплению денег. Он просто играл блюз, который вел его по жизни. Друзья и знакомые отмечали природную скромность и мягкость личности, несмотря на которые, его выступления вызывали целую гамму эмоций у слушателей. Гипнотизирующая музыка, глубокий голос и слова песен, проникающих в самое сердце, никого не оставляли равнодушными. Даже в зените славы музыкант любил выступать в обычных клубах для простых людей. Нельзя сказать, что он презирал богатство, но считал, что ему незачем иметь больше денег, чем он может потратить за свою жизнь. Возможно, поэтому его личная жизнь включала три несчастливых брака. Хотя известно, что его очень любили дети и внуки, которым он старался уделять как можно больше внимания.

Запоздалое мировое признание

Молодые белые рок-музыканты обожали Ли Хукера. За его музыку и легкость, с которой он шел на контакт. У него напрочь отсутствовал музыкальный расизм, он охотно делился опытом и участвовал в сейшенах. Такие группы как Animals и Yardbirds буквального боготворили своего кумира и с удовольствием перепевали его хиты. Многие рок-музыканты могли бы сказать, что без творчества этого удивительного блюзмена не состоялся бы их собственные творческий путь.

В начале 70-х отношение к блюзу изменилось и музыкант попал в тень. Но это никак не повлияло на его творческую деятельность. Он продолжал выступать там, где его встречали с любовью и восторгом, и записывал альбомы. В 1980 году он снялся в эпизоде знаменитого фильма «Братья Блюз», украсив его своим присутствием. А в 1989 записал альбом The Healer с участием Карлоса Сантаны, Бонни Рэйт, Джорджа Торогуда и других звезд. Так Джон Ли Хукер из почти забытого музыканта снова превратился в звезду, даже, скорее, в живую легенду блюза. Его наградили премией Грэмми как лучшего исполнителя традиционного блюза, а двумя годами позже имя великого блюзмена наконец-то заслуженно попало в Зал славы рок-н-ролла и на Голливудский Звездный бульвар.

Скромный, но великий музыкант тихо оставил этот мир в возрасте 83 лет, скончавшись во сне 21 июня 2001 года.