Говорят, что классика – это нечто, проверенное временем и не теряющее популярности в течение многих лет. Говоря об электрогитаре, можно смело утверждать, что до объявления этого инструмента классическим осталось совсем недолго, ведь его история насчитывает к данному моменту уже почти сто лет!

Сегодня невозможно представить, что некоторых музыкальных направлений в музыке – таких как рок-н-ролл, хард-рок, а тем более тяжелый «металл» и его разновидностей не могло возникнуть вовсе без такого инструмента как электрогитара. Ведь именно ее разнообразное звучание подвигло на всевозможные направления «тяжелой» музыки.

А начиналось все с того, что такой дивный сольный инструмент как гитара, прославившийся благодаря Джулиани, Тарреги и Каркаси своим непревзойденным звучанием соло, никак не вписывался в концепцию оркестра. Его звук заглушался партиями других, более звучных инструментов.

В 1924 году Ллойд Лор, будучи инженером гитарной фабрики, решил попытаться решить проблему с помощью электроусиления. Он попробовал приладить к гитаре сенсор, преобразующий вибрации корпуса в электросигналы. Но результат не оправдал ожидания, и был отвергнут музыкантами.

В те времена особую популярность стали приобретать джаз-бэнды, в состав которых входили гитаристы. И снова гитара осталась «затертой» на фоне других инструментов. Этот прекрасный инструмент был вытеснен даже маленьким банджо, звучащим звонко и украшающим выступления сочными сольными партиями.

Неизвестно, какая судьба ожидала бы гитару, если бы Фарадей и Генри не открыли, за полвека до изобретения электрогитары, закон электромагнитной индукции. В 1925 году некто Джорджу Бишампу и Полу Барту удалось придумать первый электромагнитный звукосниматель. Когда изобретатели убедились в работоспособности конструкции, они быстро соорудили примитивную конструкцию электрогитары. Это был первый экземпляр в мире.

Прототип был предоставлен Адольфу Рикенбакеру – владельцу компании, занимающейся изготовлением специальных корпусов для металлических резонаторов. Именно здесь были разработаны и выпущены в свет первые электрогитары, получившие название «сковородок», поскольку внешним видом больше напоминали кухонную утварь, нежели музыкальные инструменты.

Тем не менее, такие «сковородки» быстро обрели популярность. Хотя от времени их поступления в продажу до получения патента прошло 4 года. Лишь в 1936 году многие фирмы получили возможность производить по патенту собственные электрогитары. Но официально электрогитара «родилась» 22 февраля 1933 года, когда Noelani Hawaiian Orchestra записал первые песни, используя в своих композициях гитару-сковородку.

Уже в 1934 году на гитаре, имеющей металлический корпус, играл знаменитый джазовый гитарист Сэм Коки, а дальше последовала волна популярности, благодаря тому, что многие известные гитаристы стали использовать такую гитару в своих выступлениях и тем самым вывели гитару из незаслуженной тени.

Вскоре Rickenbacker стала известной фирмой по производству электрогитар, а принцип действия ее звукоснимателей используется по сей день. Но с развитием музыкальной индустрии стали проявляться некоторые недостатки работы звукоснимателя, и главный из них – фон. Тем более что гитаристам надоело играть на «сковородках», поэтому в результате экспериментов звукосниматели стали встраивать в обычные гитары. Тут-то и начались неприятности с искажениями звука из-за резонансного звучания полого корпуса.

В первое время музыканты пытались избавиться от резонанса, заполняя внутреннее пространство тем, что попадало под руку – тряпки, газеты и т.п. В итоге американская компания Electro-Voice придумала хамбакер – двухкатушечный звукосниматель с двойной встречной обмоткой, гасящей посторонние сигналы. А инженер Ле Поль, который одновременно был и гитаристом, придумал использовать цельную деку из массива дерева для электрогитары.

Интересно, что сначала в качестве корпуса использовался обычный кусок дерева. Публике не понравилась такая «гитара», и тогда инженер соединил брусок из дерева с гитарным корпусом. Вот тут публика возликовала.

Незадолго до этого появился новый бренд, основанный изобретателем Лео Фендером. Первая гитара называлась Fender Esquire и была выпущена в 1950 году, вслед за ней появилась гитара Broadcaster, которую впоследствии переименовали в Telecaster. В этом же, 1951 году фирма выпустила электрическую бас-гитару, удачно заменившую контрабас, а гитары с полым корпусом, дающим резонанс, утратили популярность. Легендарный, и любимый по сей день многими музыкантами знаменитый Stratocaster был выпущен еще три года спустя.

Приблизительно в это же время Лес Пол начинает сотрудничество с компанией Gibson, конкурирующей с компанией Fender. А дальше начинается стремительный расцвет индустрии по производству электрогитар.

Поскольку, как оказалось, корпус особой роли на звучание не оказывал, дизайнеры запустили свою фантазию на полные обороты. Некоторые модели были восприняты «на ура», иные канули в лету. Например, гитарист Scorpions до сих пор играет на гитаре, имеющей форму ласточкиного хвоста.

С развитием индустрии производства электрогитар, по нарастающей развивались всевозможные направления рок-музыки: хард-рок, хэви-метал, спид-метал, трэш-метал. Появились специальные «примочки» - педали, искажающие звук в угоду жанрам и фантазии музыкантов. Каждый музыкант обрел возможность собственного неповторимого стиля игры. И во всех направлениях рок-музыки гитара, и только гитара стала главным инструментом. Без электрогитары этих направлений попросту не существовало бы.

Несмотря на то, что сегодня рок-музыка переживает не лучшие времена, из-за повального увлечения компьютерными эффектами, можно утверждать, что этому инструменту не суждено забвение, поскольку он стал символом удивительного синтеза искусства и достижений прогресса. И кто знает, какие чудеса человеческого гения позволят в далеком или близком будущем найти новые пути развития для этого потрясающего инструмента.