С тех пор, когда мир увидел первые микрофоны и по достоинству оценил все их преимущества, представителей сценического искусства волновал один вопрос. Как сократить зависимость от провода, который сковывал вольные перемещения певцов, актеров, политиков и всех, кто привык к свободе во время выступления перед публикой. И только непосвященному человеку проблема «привязанности» к этой аппаратуре может показаться надуманной.

Но наука и техника сделали еще один шаг вперед. Три-четыре десятка лет назад появился радиомикрофон. Хотя самый первый радиомикрофон увидел свет в 1958 году в ФРГ. Стоит ли говорить о том, с каким воодушевлением его приняли все представители публичных профессий? Сфера развлечений сильнейшим образом изменилась с тех пор. Утверждать, что радиомикрофон сделал работу на сцене лишь проще и удобнее, это преуменьшать его значимость! Все изменилось столь кардинально, что можно говорить о некой революции. Модернизацию претерпело буквально все, связанное с выступлениями на аудиторию, от программы самих выступающих до декораций.  Современный рынок изобилует разнообразными видами радиомикрофонов. Специалисты делят их на различные классы по внешнему виду, нюансам конструкции, способам передачи сигнала на предусилитель , предназначению и тому подобное.

Существуют, например, концертные радиосистемы. Они дают возможность помещать микрофон в непосредственной близи к источникам звуков — рядом с певцом, оратором, музыкальной системой, гитарным кабинетом  где бы они ни находились на сцене. Радиосистемы позволяют эффективнее бороться с возбуждением микрофона, особенно в концертных условиях, когда на месте выступления установлено множество мониторов. Естественно, что это освобождает главное действующее лицо концерта, позволяя ему свободнее перемещаться.

«Накамерные» радиосистемы. Это особый класс микрофонов. К нему относятся и те, что монтируются на съемочную аппаратуру и те, что крепятся к одежде человека, которого снимают. Первые запитываются от аккумулятора самой аппаратуры, вторые, называемые еще петличными, имеют независимый источник энергии, это батарейки или пальчиковые аккумуляторы. Их достоинство заключается в том, что они дают возможность сделать максимально качественную запись, под которой подразумевается не только красивая картинка, но и хороший звуковой ряд. Речь пишется напрямую в звуковую дорожку камеры, отсеивается любой лишний шум.

Принципы действия радиосистем

Специалисты разделяют их на несколько основных типов. Перечислим их.

Конденсаторные. Главное их отличие от прочих типов состоит в большем количестве использованных в конструкции магнитов. Это делает их полегче и подешевле из-за меньших габаритов, но они нуждаются в регулярной подзарядке.

Динамические. Самый распространенный тип микрофонов. В силу своей простоты, динамические системы пользуются наибольшим спросом. И, хотя этот тип отличается меньшей чувствительностью, по сравнению с предыдущим, грамотно используя их, операторы защищают основной звуковой поток от посторонних шумов. Любят динамические радиомикрофоны еще и за прочность, они самый стойкие и долговечные, иногда это оказывается решающим плюсом, особенно когда концертная деятельность сопряжена с многочисленными поездками, во время которых микрофоны подвергаются перепадам температур, попадают в среду разной влажности и тому подобное.

Ленточные. В связи с использованием вместо мембраны плоской фольги, которая приводится в движение звуковой волной, они точнее передают звук. Но эти микрофоны чаще всего используются на студии  и редко когда бывают беспроводными.

Из этого краткого описания можно сделать вывод, что сегодняшняя музыкальная производственная индустрия позволяет найти радиосистемы, которые будут отвечать самым разнообразным требованиям, делая концерты, выступления артистов, конференции и другие публичные мероприятия более комфортными и привлекательными как для ведущих, так и для слушателей.