Прежде всего, надо уточнить, что это за музыкальный стиль – джаз. На этот вопрос трудно дать однозначный ответ. Джаз – это искусство музыкальной импровизации, это искусство солиста, требующего бескорыстного сотрудничества всех участников музыкального коллектива. Джаз имеет свои традиции и законы, но каждый раз создается и звучит по-новому.

Чисто американская музыка

Джаз – это музыка, которая неразрывно связана с историей становления американской народности, и если бы история развивалась немного иначе, вполне возможно, что такое музыкальное направление не родилось бы вовсе.

Афроамериканцы считают джаз своим детищем, имея на то полное право. Потому что этот стиль родился из той ситуации, которая сложилась вокруг темнокожего населения Америки. Джаз – исконно «черная» музыка, но ее судьба складывалась под влиянием европейских тенденций.

Все началось с отмены рабства. После Гражданской войны в США миллионы освобожденных рабов, став свободными, стали искать собственный путь. А поскольку потомки африканцев были не менее музыкальны, чем их предки, многие стали приобретать музыкальные инструменты, которые недорого распродавались после расформирования военных оркестров.

Несмотря на отсутствие музыкального образования, и какой-либо возможности его получения, освобожденные граждане родом из Африки обладали идеальным чувством ритма и слухом. И тогда они стали слушать – любую «белую» музыку. Слушать и учиться.

Рожденный из ритмов рабов

Считается, что джаз начал свое победоносное шествие из Нового Орлеана XIX века. Здесь было много рабов, которые привезли с хлопкового юга свои песни и ритмы. Белым людям нравились африканские ритмы. Очень скоро появились так называемые театры менестрелей, в которых объединились живая музыка и комедия. Здесь белые гримировались под черных, а черные под белых, загримированных под черных. Все это было очень весело, и стало одним из главных развлечений американцев на протяжении десятилетий.

Из музыки театра менестрелей родился рэгтайм, или как его еще называли, «потерявшее рассудок синкопирование». Как бы там ни было, под него было очень весело танцевать. И вдруг в Новый Орлеан вместе с приезжим народом прибыл блюз. Эта форма, построенная на трех аккордов и 12 квадратах, позволяла создавать любые конструкции и вариации. Первым по-настоящему джазовым музыкантом стал корнетист Бади Болтон. Считается, что именно он изобрел «большой квадрат» - основу классического джаза.

Самые популярные джазовые инструменты

Самыми популярными сольными инструментами джазовых оркестров на протяжении полувека оставались духовые. Сначала это были корнет и флюгельгорн – ближайшие «родственники» трубы, произошедшие от почтового рожка. Затем шли тромбоны, и только спустя несколько десятилетий, одним из самых ярких джазовых инструментов стал саксофон.

В ритм-группу музыкального коллектива входили гитара, банджо, контрабас и барабаны. Причем обычно использовалась или гитара, или банджо. Роль гитары оставалась довольно скромной вплоть до появления в 1934 году Джанго Рейнхардта. Он был бельгийским цыганом и, хотя на левой руке имел всего три здоровых пальца, делал фантастические импровизации. Он привлек в свой коллектив скрипку, и джаз, в отсутствие духовых инструментов, зазвучал совершенно по-новому.

Знаменитые исполнители

Самый бурный процесс развития и становления джаза пришелся на годы сухого закона и Великой Депрессии. Поначалу джаз считался музыкой «для черных», и музыканты могли работать только в питейных заведениях. В основном это были клубы, где незаконно торговали алкоголем. Но со временем появились такие монстры стиля как Дюк Эллингтон, Бенни Гудмен и, конечно, Луи Армстронг. Именно Бенни Гудмен первым объединил в одном выступлении белых и черных музыкантов, разорвав все стереотипы и открыв дорогу «черному» джазу на большую сцену.

В конце 30-х годов большую популярность имел оркестр под управлением Глена Миллера. Это была эпоха свинга – одного из самых знаменитых джазовых направлений, которое теперь относится к классике. Джаз был музыкой, которую не нужно было слушать затаив дыхание. Под него танцевали, причем так, как и не снилось посетителям современных ночных клубов. Это были парные танцы, полные огня и страсти.

После Второй Мировой войны свинг пришел в упадок, но на смену ему уже торопился бибоп. Этот стиль придумали два совершенно невероятных музыканта – саксофонист Чарли Паркер и трубач Диззи Гиллеспи.

В 50-х годах джазовую музыку ждала очередная «реформа». Появился фри-джаз, который стал своеобразной вершиной стиля. Этот стиль не признавал никаких канонов, а мелодия подчас заходила на грань абсурда. Временем снижения популярности джаза стали 60-е, когда на первый план вышли рок и поп. И джаз занял свое скромное место в секторе почитателей интеллектуальной музыки.

Джаз в СССР

Наверное, мало осталось людей, которые помнят, что джаз в СССР категорически осуждался как музыка, не соответствующая идейной линии партии. Но молодежь, как и во все времена, остановить было очень трудно, так что постепенно в среде общества, строящего коммунизм, нашлось место и джазу. Александр Цфасман стал руководителем первого московского джазового оркестра. Но самым знаменитым был ленинградский коллектив Леонида Утесова, прославившийся на всю страну благодаря популярной комедии «Веселые ребята».

Позднее появились знаменитые оркестры под управлением Олега Лундстрема и Иосифа Вайнштейна, Рижский эстрадный оркестр. Джазовая оркестровая музыка становилась знаменитой благодаря советским фильмам. Со временем выросла целая плеяда талантливейших исполнителей и аранжировщиков. И сейчас при желании вы сможете найти в своем городе клубы, где периодически выступают небольшие джазовые коллективы.

Джаз перестал быть танцевальной музыкой для всех, поскольку стали появляться все новые музыкальные направления, отражающие стремления и потребности молодых людей новых поколений. Но он навсегда останется классикой и предпочтением слушателей с хорошим музыкальным вкусом.

Для тех, кому интересна история джаза, лучшим информационным источником станет документальный сериал совместного американо-британского производства – «Джаз», выпущенный в 2001 году.